Марина Павловна Басманова
— дочь Павла Ивановича и Натальи Георгиевны Басмановых,
— художник иллюстратор, поэт,
— «гражданская» жена поэта Иосифа Бродского,
— мать Андрея Иосифовича Басманова (Бродского)
— сына Иосифа Бродского.
Вот кусочек текста из каталога, из которого взяты картинки:
«На творческом отчете, состоявшемся в 1940 году в графической секции Ленинградского отделения Союза художников, Басманову был задан прямой вопрос: «Малевич влиял на вас, как художник, или нет? На что Басманов ответил: «Я хотел бы, чтобы он влиял на меня. Но это не совсем так. Я не занимался у него никогда. Я сталкивался только с его учениками, но и они не всё знали. Я пытаюсь не упустить случая учиться где только можно.» Следует отдать должное не только скромности, но и смелости художника — открыто признаваться в творческой зависимости от Малевича в эти годы было уже небезопасно.»
Т.е. лично у Малевича не учился, выпытывал его учеников, пенял им, что знают не ВСЁ!
Спасибо Вам, что отсканировали и показали здесь акварели
Павла Ивановича Басманова.
Хорошо было бы показать и акварели
Натальи Георгиевны Басмановой (Ланг),
особенно её детские иллюстрации.
Персональная Выставка Павла Ивановича Басманова
была в Москве в Музее им. Пушкина в 1983 году.
Выставку открывал Василий Алексеевич Пушкарёв
— знаменитый директор Государственного Русского Музея,
(в 80-годы директор Центрального Дома Художников на Крымском валу),
который ещё в 70 годах в Питере начал готовить
персональную выставку Басманова в ГРМ…
Но так уж случилось, что эта выставка по рекомендации Василия Пушкарёва
открылась в Музее им. Пушкина у Ирины Александровны Антоновой.
На открытии выставки Басманова выступал художник Илларион Голицын.
Павел Иванович с Натальей Георгиевной
гостили перед выставкой в доме «Фаворских Голицыных» в Москве.
Экспозицию и каталог выставки Басманова готовил
искусствовед Евгений Левитин.
Эти работы Павла Басманова сканировала из каталога Русского музея, изданного в 1996 году к выставке, посвященной 90-летию художника. К сожалению, работ Натальи Басмановой у меня в моих книжных завалах нет. Но я поищу. Интересно. Спасибо Вам за биографические сведения о семье и потомках художника.
Привет!
Спасибо за быстрый ответ
и Вашу заинтересованность в истории
Павла Ивановича Басманова.
У Натальи Георгиевны была издана замечательная
детская книжка «Дюймовочка» Андерсена.
Она часто переиздавалась и возможно вы её сможете быстро найти
и выставить на этом сайте, это было бы очень хорошо и справедливо.
(Я сейчас не в России и не могу это сделать сам)
Басмановы не совсем заслуженно забыты, (хоть и не случайно).
А Павел Басманов очень сильно, хоть и скрыто, влиял на многих художников.
Перед самой выставкой в Музее им. Пушкина
Павел и Наталья Басмановы два летних месяца в июне-июле 1983 года
провели в «Доме Творчества Челюскинская»
по приглашению директора Рейнгольда Генриховича Берга
в «группе акварелистов».
Так вот, многие художники специально просились в этот «поток»,
чтобы общаться с Басмановыми.
Тогда это были Юрий Ларин (Бухарин), Ирина Чернова-Дяткина многие другие.
Был «на Челюскинской» вечер и выставка работ Павла Басманова
для собратьев-художников.
Из Москвы приехали Василий Пушкарёв, Илларион Голицын, Ингрид Волынская.
После встречи с Павлом Басмановым у многих художников
появились новые интонации в творчестве,
особенно в акварели, и это откровенно признавали они сами
— Илларион Голицын и Юрий Ларин…
Потом в августе Басмановы по приглашению Иллариона переехали
в дом «Фаворских -Голицыных -Шаховских» в Москве
и жили там всё время до открытия выставки.
Это было очень важно для Басмановых
— у Натальи Георгиевны были больные ноги и она очень плохо ходила.
Павел Басманов сам три дня делал свою экспозицию
в «мраморном зале» музея им.Пушкина.
Ему помогал в этом Евгений Левитин…
Когда на третий день экспозиция была уже готова и великолепна,
но плохо освещена, пришёл суровый электрик в синем халате,
осмотрел внимательно выставку,
подошёл к Павлу Ивановичу и спросил:
«Это вы художник?»
Басманов встал со стула и ответил:
«Да, Я.»
А электрик и говорит ему:
«Вы, я вижу, настоящий художник».
Я Вам сейчас СВЕТ сделаю».
И ушёл.
Евгений Левитин открыл рот от измления и говорит:
«Павел Иванович, Вы его потрясли.
Тут до вас в темноте проходила выставка французских импрессионистов,
так его было не заставить лампы поменять.
А тут он сам пришёл…
вот что значит «сила искусства»!.
Через несколько минут электрик прикатил лестницу
и на пяти метровой высоте поменял весь свет.
Басманов был счастлив и подарил “истинному ценителю искусства”
свой каталог с подписью автора.
Вернисаж Павла Басманова прошёл великолепно…
до него из «Питерских» здесь же «в Пушкинском музее» в Москве
выставлялся только Дмитрий Митрохин и больше никто.
Успех был такой, что его «не простили»
в «ленинградском бюро секции графики»,
обычная тупая «жлобская» ревность…
(но это уж другая история).
*
По поводу родословной семьи Басмановых добавлю,
что Андрей Басманов (Бродский)
после смерти деда Павла Басманова женился
и «родил» двух дочек
— они внучки Марины Басмановой и Иосифа Бродского
и естественно правнучки Павла и Натальи Басмановых.
Пока всё на этом.
До свидния! Успехов в творчестве.
Спасибо за ссылку.
Посмотрел, не всё хорошо отсканировано, но зато есть из чего выбрать.
Да и офсетная печать в книге не передаёт всей тонкости авторской акварели.
Я то видел оригиналы в руках самой Натальи Георгиевны.
спасибо! не знал его.
Отец «М.Б.» Иосифа Бродского.
В Питере была большая выставка несколько лет назад.
«…Отец «М.Б.»…»
хочу добавить:
Марина Павловна Басманова
— дочь Павла Ивановича и Натальи Георгиевны Басмановых,
— художник иллюстратор, поэт,
— «гражданская» жена поэта Иосифа Бродского,
— мать Андрея Иосифовича Басманова (Бродского)
— сына Иосифа Бродского.
Кое-что очень отзывается Малевичем. Но акварельнее….
какие цвета, мамочки, очень хорошо
Спасибо. Художник серьезный, настоящий. был на его выставке в пушкинском, в 80-х, прекрасная выставка была.
Так сразу и подумала,что «отец».Но на Малевича местами уж очень похож…
Вот кусочек текста из каталога, из которого взяты картинки:
«На творческом отчете, состоявшемся в 1940 году в графической секции Ленинградского отделения Союза художников, Басманову был задан прямой вопрос: «Малевич влиял на вас, как художник, или нет? На что Басманов ответил: «Я хотел бы, чтобы он влиял на меня. Но это не совсем так. Я не занимался у него никогда. Я сталкивался только с его учениками, но и они не всё знали. Я пытаюсь не упустить случая учиться где только можно.» Следует отдать должное не только скромности, но и смелости художника — открыто признаваться в творческой зависимости от Малевича в эти годы было уже небезопасно.»
Т.е. лично у Малевича не учился, выпытывал его учеников, пенял им, что знают не ВСЁ!
Спасибо Вам, что отсканировали и показали здесь акварели
Павла Ивановича Басманова.
Хорошо было бы показать и акварели
Натальи Георгиевны Басмановой (Ланг),
особенно её детские иллюстрации.
Персональная Выставка Павла Ивановича Басманова
была в Москве в Музее им. Пушкина в 1983 году.
Выставку открывал Василий Алексеевич Пушкарёв
— знаменитый директор Государственного Русского Музея,
(в 80-годы директор Центрального Дома Художников на Крымском валу),
который ещё в 70 годах в Питере начал готовить
персональную выставку Басманова в ГРМ…
Но так уж случилось, что эта выставка по рекомендации Василия Пушкарёва
открылась в Музее им. Пушкина у Ирины Александровны Антоновой.
На открытии выставки Басманова выступал художник Илларион Голицын.
Павел Иванович с Натальей Георгиевной
гостили перед выставкой в доме «Фаворских Голицыных» в Москве.
Экспозицию и каталог выставки Басманова готовил
искусствовед Евгений Левитин.
Эти работы Павла Басманова сканировала из каталога Русского музея, изданного в 1996 году к выставке, посвященной 90-летию художника. К сожалению, работ Натальи Басмановой у меня в моих книжных завалах нет. Но я поищу. Интересно. Спасибо Вам за биографические сведения о семье и потомках художника.
хорошо как!..
Привет!
Спасибо за быстрый ответ
и Вашу заинтересованность в истории
Павла Ивановича Басманова.
У Натальи Георгиевны была издана замечательная
детская книжка «Дюймовочка» Андерсена.
Она часто переиздавалась и возможно вы её сможете быстро найти
и выставить на этом сайте, это было бы очень хорошо и справедливо.
(Я сейчас не в России и не могу это сделать сам)
Басмановы не совсем заслуженно забыты, (хоть и не случайно).
А Павел Басманов очень сильно, хоть и скрыто, влиял на многих художников.
Перед самой выставкой в Музее им. Пушкина
Павел и Наталья Басмановы два летних месяца в июне-июле 1983 года
провели в «Доме Творчества Челюскинская»
по приглашению директора Рейнгольда Генриховича Берга
в «группе акварелистов».
Так вот, многие художники специально просились в этот «поток»,
чтобы общаться с Басмановыми.
Тогда это были Юрий Ларин (Бухарин), Ирина Чернова-Дяткина многие другие.
Был «на Челюскинской» вечер и выставка работ Павла Басманова
для собратьев-художников.
Из Москвы приехали Василий Пушкарёв, Илларион Голицын, Ингрид Волынская.
После встречи с Павлом Басмановым у многих художников
появились новые интонации в творчестве,
особенно в акварели, и это откровенно признавали они сами
— Илларион Голицын и Юрий Ларин…
Потом в августе Басмановы по приглашению Иллариона переехали
в дом «Фаворских -Голицыных -Шаховских» в Москве
и жили там всё время до открытия выставки.
Это было очень важно для Басмановых
— у Натальи Георгиевны были больные ноги и она очень плохо ходила.
Павел Басманов сам три дня делал свою экспозицию
в «мраморном зале» музея им.Пушкина.
Ему помогал в этом Евгений Левитин…
Когда на третий день экспозиция была уже готова и великолепна,
но плохо освещена, пришёл суровый электрик в синем халате,
осмотрел внимательно выставку,
подошёл к Павлу Ивановичу и спросил:
«Это вы художник?»
Басманов встал со стула и ответил:
«Да, Я.»
А электрик и говорит ему:
«Вы, я вижу, настоящий художник».
Я Вам сейчас СВЕТ сделаю».
И ушёл.
Евгений Левитин открыл рот от измления и говорит:
«Павел Иванович, Вы его потрясли.
Тут до вас в темноте проходила выставка французских импрессионистов,
так его было не заставить лампы поменять.
А тут он сам пришёл…
вот что значит «сила искусства»!.
Через несколько минут электрик прикатил лестницу
и на пяти метровой высоте поменял весь свет.
Басманов был счастлив и подарил “истинному ценителю искусства”
свой каталог с подписью автора.
Вернисаж Павла Басманова прошёл великолепно…
до него из «Питерских» здесь же «в Пушкинском музее» в Москве
выставлялся только Дмитрий Митрохин и больше никто.
Успех был такой, что его «не простили»
в «ленинградском бюро секции графики»,
обычная тупая «жлобская» ревность…
(но это уж другая история).
*
По поводу родословной семьи Басмановых добавлю,
что Андрей Басманов (Бродский)
после смерти деда Павла Басманова женился
и «родил» двух дочек
— они внучки Марины Басмановой и Иосифа Бродского
и естественно правнучки Павла и Натальи Басмановых.
Пока всё на этом.
До свидния! Успехов в творчестве.
Поискала — нашла ссылку на книгу с иллюстрациями Н.Басмановой http://www.photoshare.ru/album135359.html
Там вся книга целиком.
Спасибо за ссылку.
Посмотрел, не всё хорошо отсканировано, но зато есть из чего выбрать.
Да и офсетная печать в книге не передаёт всей тонкости авторской акварели.
Я то видел оригиналы в руках самой Натальи Георгиевны.